↑ Вернуться > ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Организация школьного питания

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08″

Федеральные документы

Федеральный закон от 2 января 2000 года  № 29-ФЗ  «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

Региональные документы

Постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2016 года № 16–пп «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 09 ноября 2015 года № 399-пп»

Приказ департамент образования  Белгородской области от  01  апреля  2014 года № 1086 «Об утверждении положения об организации рационального питания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»

Постановление правительства   Белгородской области от 30 декабря 2013 rода № 528-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы»»

Государственная  программа Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы»

Приложение №1 к государственной программе Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы»

Постановление правительства Белгородской области № 81 – пп «Об областной целевой программе «Школьное молоко»

Школьный уровень

Положение об организации рационального питания учащихся

Приказ МБОУ «Терновская ООШ»  от 31 августа 2017 года № 250 «Об организации питания учащихся в 1 полугодии 2017-2018 учебного года»

Приказ МБОУ «Терновская ООШ»  от 09 января 2017 года № 3 «Об организации питания учащихся во 2 полугодии 2017-2018 учебного года»

Акт готовности пищеблока к началу работы школьной столовой в 2017-2018 учебном году

Программа школьная столовая «Здоровое школьное питание»

Перспективное меню на 10 дней

3

Для подтверждения статуса необходимо представить в школу следующие документы: 

  • многодетные семьи — справка с места жительства о составе семьи, заявление на имя директора;
  • дети-сироты и находящиеся на опеке – ксерокопию «Распоряжения об установлении опеки», заявления на имя директора;
  • дети из малообеспеченных семей — справка из МБУ «Центр социальных выплат» о признании семьи малообеспеченной, заявление на имя директора школы.

Если семья не состоит на учёте в МБУ «Центр социальных выплат», то представить следующие документы:

  •  заявление на имя директора школы;
  • справка о составе семьи с места жительства.

МБОУ «Терновская ООШ» реализует областную целевую программу «Школьное молоко».

В целях пропаганды здорового питания в МБОУ «Терновская ООШ»  проводятся следующие мероприятия:

  • оформление стенда по организации питания, содержащего нормативно – правовую документацию;
  • размещение графика питания обучающихся в 2015-2016 учебном году;
  • проведение классных часов о формировании культуры здорового питания обучающихся, о пользе потребления хлеба и хлебобулочных изделий с микронутриентами, молока, мёда, конкурсы, викторины, семинары по вопросу здорового питания;
  • ведение мониторинга «Здоровое питание»;
  • заполнение листка здоровья в классном журнале, на основе медицинских осмотров;
  • соблюдение светового, теплового, санитарно-гигиенического режимов, правил расстановки мебели;
  • организация работы с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к спецгруппам;
  • организация горячего питания, «витаминного стола» в столовой;
  • организация лекториев для родителей, анкетирование о состоянии здоровья детей;
  • привлечение медицинских работников к проведению классных часов и родительских собраний;
  • организация медицинских осмотров обучающихся.

Реализация региональных программ

«Школьное молоко»

34485023В Белгородской области программа «Школьное молоко» реализуется с 2006 года в соответствии с постановлением правительств области от 7 апреля 2006 года № 81-пп «Об областной целевой программе «Школьное молоко». В связи с отсутствием необходимых производственных мощностей было решено поставлять в школы пастеризованное молоко и кисломолочные продукты с ферм и частных предприятий. В связи с имевшими место случаями отравления детей, администрацией области выделено финансирование на закупку в 2007 г линии асептического розлива.

Сегодня молоко в санитарно-безопасной упаковке, произведенное на молочном комбинате «Авида», поставляется учащимся крупных городов – Губкин, Старый Оскол, Белгород (52 тыс)

wx1080

 

«Школьный мёд»

Главной целью программы «Школьный мёд» (наряду с программой «Школьное Молоко») стало обеспечение полноценного питания школьников. Ведь мед это не только очень вкусно, но ещё и безумно полезно. В его состав входят глюкоза и фруктоза, стимулирующие работу мозга, а так же ряд важнейших микроэлементов, которые так необходимы юным организмам.

Мед способствует нейтрализации и выводу из организма токсинов, благотворно действует на пищеварение, оказывает противовоспалительное действие. Хотелось бы отметить, что мёд в школы попадает разный, и в зависимости от того, с какого растения был собран нектар, свойства продукта будут отличаться.

С 2010 года реализуется целевая областная программа «Школьный мед». Ежедневно в качестве дополнительного питания обучающиеся 1-9 классов получают натуральный пчелиный мед, упакованный в герметические блистеры весом 10 граммов. Поставщики меда — белгородские производители. Главная цель программы «Школьный мед» (как и программы «Школьное молоко») — обеспечение полноценного сбалансированного питания учащихся. Включение натурального меда в рацион питания обучающихся продолжается и во время летней оздоровительной кампании в пришкольных оздоровительных лагерях.

svojstva-meda-1024x614

«Разговор о правильном питании»

 Осознавая роль правильного питания в поддержании здоровья подрастающего поколения, компания «Нестле Россия» в 1999 году приняла решение о создании и внедрении специальной обучающей программы для детей и подростков — «Разговор о правильном питании».

Программа была разработана в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования. Руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской Академии Образования Российской Федерации М. М. Безруких. Консультационную поддержку программе оказывает Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии.

Внедрение и работа программы осуществляется при поддержке Министерства образования и науки РФ, а также региональных управлений и департаментов образования.

разговор о правильном питании

 

Каждый человек, заботящийся о своем здоровье, хочет питаться правильно. Правильное питание гарантирует хорошее самочувствие, бодрость, крепкий иммунитет и оберегает нас от хронических заболеваний. Правильно ли питается Ваш ребенок? Как он кушает в школе? Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 11.03.2012№213н\178, в целях пропаганды здорового питания в образовательных организациях в нашей школе с 29.11.2013 стартовала образовательная программа «Разговор о правильном питании» для учащихся первых, третьих, пятых классов.

Цель программы: сформировать у детей основы правильной культуры питания, как составляющей здорового образа жизни, формирование представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Программа разработана авторами: М.Безруких., Т.Филиппова , А.Г.Макеева «Разговор о правильном питании» (методическое пособие для учителя — М: ОЛМА Медиа Групп,2012.-80стр. ).

Учащимся и их родителям предлагают красивые, иллюстрированные, индивидуальные «Рабочие тетради для школьников «Разговор  о правильном питании» (Nestle, 2012)»

Cрок проведения программы: с 29.11.2013 по 01.04.2014

В нашей школе уделяется особое внимание вопросу питания школьников.Интерес к проблеме правильного питания, отношение к ней, в значительной мере обуславливается психологическим климатом семьи. Работа с родителями начинается с контакта с семьей, выработки согласованных действий и единых требований. Учитывая тот факт, что дети и подростки первую половину дня находятся в школе и питание должно составлять 60-70% ежедневного рациона учащихся, качество и эффективность школьного питания становятся важными факторами сохранения интеллектуального капитала и здоровья подрастающего поколения. Помимо организации горячего питания учащихся, одной из основных  составляющих программы «Разговор о правильном питании» является формирование культуры здорового питания детей и подростков и проведение информационно-просветительской работы с родителями по проблеме формирования потребности в здоровом питании. Программа «Разговор о правильном питании» включает в себя три части.

А как мы с Вами питаемся? Ведь наши детки несут культуру из своей семьи. Что кушаете ВЫ?  Зачастую люди не желают даже слышать о правильном питании, потому что находятся во власти заблуждений и мифов. Вот самые распространенные:

  • Правильное питание – это жесткое ограничение себя в еде.
  • При правильном питании необходимо полностью отказаться от различных «вкусностей».

Разумеется, потребление некоторых продуктов придется сократить, но речь ни в коем случае не идет о «жестких ограничениях». Основа правильного питания – это разумный баланс и грамотны подход к своему рациону. Если вы привыкли съедать за один присест целую плитку шоколада – это все-таки перебор. Даже нескольких долек шоколада достаточно, чтобы получить удовольствие.

Принципы

Правильное питание базируется на нескольких принципах:Энергетическая ценность пищи, съедаемой за день, должна соответствовать энергозатратам организма.

  1.  В противном случае могут начаться проблемы с лишним весом или недомогания, связанные с нехваткой энергии, которые могут перерасти в серьезные заболевания.
  2.  Питание должно быть сбалансированным и разнообразным (чем разнообразнее питание, тем больше полезных веществ поступает в наш организм. В ежедневном рационе должны содержаться и белки, и жиры, и углеводы)
  3.  Помним о витаминах и минеральных веществах (здесь на помощь придут сырые овощи и фрукты, которые к тому же улучшают  метаболизм).
  4.  Питаемся в правильном режиме (регулярный прием пищи в установленное время способствует распределению количества калорий и питательных веществ в течение суток. Многие диетологи сходятся во мнении, что питание четыре раза в день оптимально для взрослого человека. Не нужно отказываться от завтрака или, следуя знаменитой поговорке, «отдавать ужин врагу». Нужно просто правильно распределить количество калорий на все приемы пищи)
  5.  Едим только тогда, когда действительно хочется, и не переедаем (спутать аппетит с голодом легко, а избавляться потом от излишков калорий непросто. Поэтому приниматься за еду надо, если вы точно уверены, что голодны. И не стоит набивать желудок перед сном. Это может негативно повлиять и на работу желудочно-кишечного тракта, и на сон)
  6.  Правильно употребляем пищу и распределяем продукты в рационе (пищу необходимо тщательно пережевывать, следует избегать слишком горячих или холодных блюд. Во время еды не рекомендуется отвлекаться на телевизор или чтение. Мясо, рыбу и прочие продукты с высоким содержанием белка лучше употреблять во время второго завтрака или обеда, т.к. они способствуют активности нервной системы. А фрукты, овощи и кисломолочные продукты не загружают пищеварительные органы, поэтому их хорошо есть перед сном)
  7.  Готовим и едим пищу только в хорошем расположении духа (позитивный эмоциональный настрой является важной составляющей правильного питания)

Опасности

Несколько серьезных «факторов риска», которые могут свести на нет плюсы правильного питания:

  •  злоупотребление алкоголем;
  •  курение;
  •  еда всухомятку;
  •  низкая физическая активность / излишняя физическая активность.

Все это крайне негативно влияет на пищеварительную систему.

Продукты

Основу питания должны составлять следующие продукты:

  •  овощи и фрукты – источники необходимых витаминов, минералов и антиоксидантов;
  •  злаковые, бобовые и крупы – содержат сложные углеводы, витамины и пищевые волокна;
  •  мясо, птица, рыба – содержат белки, необходимые для роста организма;
  •  молочные продукты – предпочтительнее с низким содержанием жиров;
  •  сладости – из-за повышенного содержания сахара стоит с особым вниманием относиться к этой группе;
  •  вода – влияет почти на все внутренние системы организма, поэтому не забывайте употреблять достаточное количество питьевой воды.

Смею Вам утверждать, что начинать свой путь к здоровью нужно именно с правильного питания. Меняем режим и качество питания и не на две недели, а на всю жизнь! — только так можно не только поднять свой жизненный тонус, но и оздоровить организм, избавившись от шлаков и кучи болезней и проблем.

Как начать правильно питаться?

Не нужно в ущерб собственному здоровью запихивать в себя вредные продукты в угоду своим желаниям и прихотям! Чревоугодие — это грех!

Но и не нужно бросаться в другую крайность — садиться на строгие диеты, (особенно если вы хотите похудеть зимой) заставляя себя насильно их придерживаться. Как бы не была расхвалена диета ее сторонниками, как бы они не ратовали за ее полезность. Именно вам она не принесет никаких результатов, потому что вы будете есть полезные продукты через силу, а значит, они будут плохо усваиваться вашим организмом. Опять же, от нелюбимой еды вы рискуете сорваться на отрицательные эмоции — в этом состоянии нарушите диету, получите нервный срыв, а еще хуже — депрессию!

Никто не будет со мной спорить, что нормально работает вся система желудочно -кишечного тракта только при хорошем аппетите и хорошем настроении. От вкусной и красиво приготовленной пищи вырабатывается желудочный сок, правильно происходит процесс пищеварения. Вы должны получать удовольствие от еды! И не нужно оправдывать себя, что все полезное невкусно! Современные способы приготовления пищи и множество рецептов здорового питания уже давно развенчали этот миф!

А для начала, давайте все же повторим, а кто-то, возможно, впервые для себя откроет, список  вредных продуктов, которые нужно для начала ограничить, а затем по максимуму исключить из своего рациона, и правила перехода на здоровое питание!

Список вредных продуктов,
которые нужно исключить, чтобы начать правильно питаться

  •  Прежде всего, это все рафинированные сладости: торты, пирожные, конфеты, пироги, мороженое, лимонад, печенье, кексы.
  •  Все соусы и приправы: майонез, кетчуп, хрен, мясные и рыбные соусы, особенно покупные.
  •  Все копчености: копченое мясо, копченую рыбу, ветчину, колбасу.
  •  Все продукты с повышенным содержанием соли: соленая рыба, соленые орешки, соленые огурцы, соленые грибы.
  •  Маринованные овощи, фрукты и ягоды свести к минимуму.
  •  Все жирные продукты: жирную свинину, сало, бекон, маргарин, спреды.
  •  Алкогольные напитки.

Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их еще раз:

1.  Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
2.  Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
4.  Оптимальный режим питания.
5.  Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
6.  Учет индивидуальных особенностей детей.
7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

* Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
* Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
* На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
* Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания. Именно в эти годы — фактически начиная с 10 лет — ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми. Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье. При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

Типовые режимы питания школьников при обучении в первую смену.

 Первая смена

7.30 — 8.00 Завтрак дома
10.00 — 11.00 Горячий завтрак в школе
12.00 — 13.00 Обед дома или в школе
19.00 — 19.30 Ужин дома

При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:

1. Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
2. Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.
3. Необходимо соблюдение режима питания — завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
4. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).   К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами.

Завтрак дома  Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Это может плохо сказаться на их здоровье. С другой стороны, в этом непростом возрасте насильно решить проблему невозможно, да и не стоит. Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо? Взрослым следует понаблюдать за вкусовыми предпочтениями подростка и постараться предложить школьнику на завтрак что-нибудь полезное и вкусное. Объяснить ему, почему так важно поесть перед школой. Пища для завтрака не должна быть «тяжелой», перенасыщеной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно — какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком.

Завтрак с собой  С собой в школу можно дать бутерброд с отварным мясом или сыром. Можно предложить ребенку взять йогурт, рогалики, пирожки, булочки. Если есть возможность, можно приготовить ребенку сырники, запеканки. Осенью особенно хороши яблоки, груши, огурец или морковь. С собой в тщательно вымытой фляжке или бутылочке школьник может взять сок, компот или чай. Очень важно учитывать, что некоторые продукты могут быстро испортиться при комнатной температуре. Особенно быстро портятся мясные продукты. Несвежая вареная колбаса только навредит желудку. Особенно эта тема актуальна для холодного времени года, когда в школах включают отопление, и продукты портятся быстрее.

Горячий обед  «Школьный бутерброд» не может заменить полноценного обеда. Поэтому важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков на «продленку», что очень важно и полезно есть «горячее». Если же ребенок находится на занятиях до часа или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед.

Домашняя упаковка Огромное значение имеет то, как упакован школьный завтрак, и в каких условиях ребенок его будет есть. Можно использовать пластмассовые судочки или пищевую пленку. В судочках пища не потеряет своей первичной формы, не запачкает учебники. Зато завтрак, упакованный в пленку, с точки зрения гигиены питания безопаснее и удобнее. Ведь не секрет, что школьники не всегда моют руки перед едой. В таком пакете можно кусать бутерброд и при этом не прикасаться к нему, держась только за пленку. Правда, это не означает, что ребенку не нужно заботиться о чистоте рук. Родители должны рассказывать школьнику о важности личной гигиены для его здоровья.

Диета У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с обменом веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи. Иногда эти неприятности кажутся взрослым незначительными, но для самого подростка они очень болезненны. Важно не оставить ребенка наедине с этими проблемами, тем более что многие из них корректируются при помощи правильно подобранной диеты. При этом ни в коем случае нельзя формировать эту диету самостоятельно, без помощи диетолога. Потому что в любом случае ребенок должен получать все необходимые вещества и микроэлементы. Категорически исключаются любые голодания, «разгрузочные дни», диеты с жестким ограничением по калориям, тяжелые даже для взрослого организма. Все перечисленные проблемы, как правило, носят временный характер и устраняются за счет сбалансированного питания, режима дня и физических упражнений. Однако если нарушения имеют более серьезный характер, то вопросы лечения должны решаться специалистами.

Proudly using Dynamic Headers by Nicasio WordPress Design